Бизнес-план интернет-магазина

Бизнес-план интернет-магазина

Планирование интернет-магазина

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Каким бы ни был ваш бизнес, а начинаться он должен всегда одинаково — составлением бизнес-плана. Многие утверждают, что необходим он только лишь тогда, когда вы нацелены на поиск инвесторов, однако, даже если вы начинаете собственными силами, ориентир вам не помешает.

На сегодняшний день бизнес в интернете кажется наиболее привлекательным, поскольку работает он круглосуточно, охватывает большую целевую аудиторию, не требует наличия торговых площадей и большого штата сотрудников. Впрочем, есть некоторые направления работы с сетью, которым необходимо учитывать аренду в составлении бизнес плана — это, например, интернет-кафе, интернет-магазины и так далее.

Интернет-магазины могут существовать, как сами по себе, так и в качестве дополнения к стандартным торговым сетям. Рассмотрим их в качестве примера...

Постановка целей и задач

Основной целью бизнеса всегда является прибыль, которая выступает отражением успешности проекта... Для того чтобы подсчитать планируемую прибыль, необходимо сопоставить между собой величину расходов и предполагаемую выручку от торговли.

Таблица 1. Основные расходы и доходы интернет-магазина
Доходы Расходы
Стоимость создания интернет-магазина (хостинг, домен, услуги веб-дизайнера, копирайтинг, сео и т. д.)
Оплата средств связи
Стоимость используемого оборудования
Оптовая стоимость товаров
Зарплата сотрудникам
Транспортные расходы
Налогообложение
Процентные ставки платёжных систем
Реклама
Форс-мажорные обстоятельства (задержка поставки, брак и т. д.)
Розничная стоимость товара
Продажа рекламных площадей
Оплачиваемая доставка курьером

По факту — возможных видов расходов, как и доходов, может быть больше, в зависимости от специфики товара.

Оценка вышеприведённых факторов определяет рентабельность магазина в целом и даёт понять: стоит ли вообще приниматься за данное направление или поискать другие варианты. Если все-таки вы решили вложить деньги в это предприятие, принимаемся за бизнес-план.

И первое, что необходимо — это составление описания проекта, постановка его целей (фактических прибылей), а также план дальнейшего роста и расширения ассортимента. Последнее может показаться не таким уж необходимым моментом, но, как показывает практика, если бизнес не растёт, то рано или поздно придёт в упадок.

Конечно, о виде товара, в общем, вы наверняка подумали в первую очередь, но при составлении бизнес-плана необходимо чётко определить группы и категории продукции, а также выделить наименования и характеристики основного товара, исходя из которого вы будете осуществлять продвижение своего ресурса.

Определение схемы работы интернет-магазина

На практике интернет-магазин может быть, как полноценной торговой системой, где заказ товара осуществляется непосредственно на ресурсе, а также представлять собой просто витрину, где покупку необходимо осуществлять, связавшись по почте с администратором или менеджером сайта.

Первый вариант более привлекателен для покупателя, в то время, как второй удобнее и проще при создании ресурса. То же самое можно сказать о размещении стоимости товара и его наличии. Многие пренебрегают этим фактором, что отталкивает посетителей, но это избавляет от необходимости постоянно корректировать информацию.

Стоит также сказать, что заказ посредством оправки заявки на почту администратора будет эффективным лишь при небольшом ассортименте товаров и их высокой стоимости.

Если говорить о технической стороне работы администратора, то каждый бизнес-план должен учитывать вид размещения товарных позиций. Это может быть ручная загрузка или пакетная. Ручной режим намного качественнее, но при большом ассортименте требует большого количества времени.

На сегодняшний день возможны и применяются, как безналичные системы оплаты при покупке товаров, так и наличный расчёт. Как правило, наиболее распространённая система оплаты в интернет-магазинах, — это наличными при получении товара. Это заверяет клиентов в полной безопасности сделки с одной стороны, но может вызвать непредвиденные расходы у продавца, о которых чуть ниже.

Безналичный расчёт — удобен и покупателю и продавцу, поскольку большинство тех, кто пользуется услугами интернет-магазинов, имеют счета в различных платёжных системах или пользуются услугами интеренет-банкинга. Наладить такую схему несколько сложнее, но даже если вы изначально не заинтересованы в безналичном расчёте, его можно определить, как планируемое расширение.

Популярные способы расчётов за покупки онлайн

Доставка товара, пожалуй, — самая важная часть работы интернет-магазина. Она может осуществляться курьером или почтовыми службами. Если магазин находится в том же городе, нередко предлагают самовывоз. Доставка не должна быть расходной позицией. Если она осуществляется бесплатно, значит услуги почтовых служб или транспортные расходы курьера должны быть изначально заложены в стоимость товаров. Это возможно в тех случаях, когда цена закупки в сравнении с розничной рыночной ценой товара намного ниже и в такой бизнес можно вложить свободные деньги.

Особенное внимание доставке следует уделить при составлении бизнес-плана интернет-магазина одежды или обуви. Как правило, в этой категории товара всегда будет высокий процент вероятности возврата или обмена, поскольку с размером угадать не так-то просто.

Для снижения стоимости доставки многие интернет-магазины заключают договор с определёнными почтовыми службами, обеспечивая им эксклюзивные права на всех своих клиентов и взамен получая определённые скидки.

Перечисленные моменты определяют удобство, скорость, эффективность и стоимость обслуживания сервиса.

Поставщики, сотрудники и потребители

Видео 1. Как выбрать и найти товары для интернет-магазина

Определившись с категорией товара и его ассортиментом, необходимо задуматься: «а где же его взять и по какой цене». Найти сегодня поставщиков не так уж и сложно. Это могут быть отечественные и зарубежные производители или даже такие же интернет-магазины, например, китайские, которые славятся дешевизной своего товара. Важно то, что чем меньше в цепочке поставок участников, тем выше окажется ваша прибыль.

Существуют две схемы работы с поставщиками:

  1. Работа за комиссионные (выставление товара в интернет-магазине от лица производителя и получение комиссии от суммы продажи).
  2. Выкуп определённого объёма товара.
Таблица 2. Преимущества и недостатки схем работы с поставщиками
Схемы работ Преимущества Недостатки
Работа за комиссионные Не нужен начальный капитал для проведения закупки
Нет необходимости арендовать складские помещения
Нет риска не распродать товар
Возможны задержки с поставкой
Может увеличиться стоимость
Привязка к конкретному поставщику
Выкуп определённого объёма товара Чёткий контроль количества доступного товара
Независимость от времени поставки товара производителем
Независимость от инфляции цен
Простая смена поставщика
Необходимы средства для покупки
Затраты на покупку или аренду складского помещения
Риск повреждения товара или хищения в ходе хранения на складе
Риск не распродать товар (моральное устаревание продукта или его невостребованность на рынке)

В начале создания вашего интернет-магазина вам может показаться, что справиться можно и водиночку, но чуть позже, при хорошем развитии событий, вы начнёте понимать, что такой способ заработка в сети требует наличия ещё нескольких сотрудников, поскольку, как минимум, существует пять направлений деятельности: администратор сайта, менеджер по работе с поставщиками, менеджер по работе с клиентами, бухгалтер и курьер. Многое можно совмещать, но при весомой загрузке к положительным результатам это не приведёт.

Впрочем, есть пути, позволяющие обойти данный момент, поставив работу интеренет-магазина на аутсорсинг:

Видео 2. Аутсорсинг-интернет магазина

Важной составляющей бизнес-плана является определение целевой аудитории. Исходя из тематики товаров, вы должны отчётливо представлять: возрастную категорию покупателей, пол, социальное и семейное положение и может даже региональные и национальные особенности, вкусы и предпочтения. Так, например, бизнес-план детского интернет-магазина должен быть рассчитан, как на младшую аудиторию, так и на взрослых.

Определение демографии

Итак, мы постарались представить вам примерный действия по планированию, приведя общую структуру и главные особенности. Напоследок, хотелось бы добавить, — что, задумывая подобный бизнес и создавая сайт, неплохо бы для начала разобраться в самом товаре, его специфике и электронной коммерции в целом.

Дискуссия по теме