
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Многие начинающие предприниматели ошибочно полагают, что бизнес-план — это просто схема построения и развития бизнеса. Нередко его даже не составляют, считая ненужным. Однако, если вы нацелены на успешность вашего предприятия, вы, несомненно, должны воспринимать изначальное планирование, как один из важнейших этапов.
Разработку и написание бизнес-плана можно доверить опытному экономисту, если у вас есть достаточно средств оплатить его работу. Если же вы финансово стесненны или не доверяете посторонним лицам, наверняка, вы задумывались, как составить бизнес-план самому. Об этом и поговорим далее по тексту...
Структура бизнес-плана
Чтобы не упустить ни единой детали, а также все правильно оформить, нужно четко понимать, что входит в данный тип документа.
Так, на практике, бизнес-план непременно должен включать в себя:
- Обложка или титульный лист (наименование предприятия, сфера деятельности, девиз компании)
- Аннотация — письменное обращение для инвесторов (вступление)
- Резюме — краткое изложение сути бизнес-плана, а также перспектив развития будущей компании на ближайшие несколько лет
- Раздел подробного описания бизнес-стратегий
- Раздел, посвященный исследованию рынка и конкуренции
- Раздел, описывающий менеджмент компании
- Раздел, представляющий используемые компанией технологии и инновации
- Раздел финансирования и анализа рисков
- Заключение — подведение итогов о рентабельности предприятия
Вводная часть бизнес-плана, как правило, не должна быть слишком объемной. Так, аннотация в среднем пишется на одну или две страницы, а резюме — до трех страниц. Непосредственно сам бизнес-план может иметь до шестидесяти страниц, в зависимости, от масштабности предприятия.
Итак, чтобы разработка бизнес-плана была успешной, давайте рассмотрим более подробно, что указывается в каждом разделе документа.
Раздел «Бизнес-стратегии», который также часто называют «Цели и задачи», является представлением самой идеи предприятия (компании). Иными словами, тут вы подробно должны описать, что собираетесь делать, какой товар или услуги планируете производить или реализовывать (при этом, указывается, когда, где и в какие сроки все запланированное будет проведено). И конечно, в этом разделе, непременно, должна указываться сама цель деятельности предприятия и период ее достижения.
В первом разделе может также быть подраздел с подробным описанием продукции. Если этот пункт довольно объемный, его можно вынести в отдельный раздел, идущий следом за стратегией.
На первый взгляд, с разделом исследований рынка и конкуренции может показаться все вполне понятным. Однако, он, как правило, — самый сложный в практической реализации, ведь вам придется провести анализ аналогичной продукции, выяснить ее стоимость, уровень сервиса персонала конкурирующих компаний, а затем привести и обосновать преимущества вашей компании, а также за счет чего они будут реализованы. Тут же приводятся схема реализации, место и форма продажи товаров, делаются прогнозы относительно объемов продаж.
В разделе, посвященном менеджемнту, необходимо описать количество наемных рабочих (если они предполагаются), их квалификацию, должности и задачи, которые они должны выполнять. Также необходимо подробно рассмотреть схему управления персоналом (даже если это домашний бизнес), взаимодействие сотрудников между собой и, конечно же, варианты мотивации. В данном разделе рассматривается уровень оплаты труда, его форма и стратегии поиска сотрудников нужной квалификации.
Так как в разделе «Бизнес-стратегии» вы уже указали, что будете производить, то в разделе «Технологии» вы, несомненно, должны определить и описать, как именно вы планируете это делать. Если вы планируете представлять свой бизнес-план инвесторам, очень важно, чтобы в данном разделе плана были представлены инновационные решения и технологии.
Раздел, посвященный финансовым вопросам, охватывает, прежде всего, планирование расходов и затрат на производство или организацию предприятия. Не менее важным моментом данной части является планирование и учет прибыли, инвестиций и вложений в развитие компании. Тут же делается расчет себестоимости продукции или услуг, прогнозируются объемы продаж и доходы.
При этом, при расчете прибыли необходимо представить три схемы развития сценария: благоприятный, неблагоприятный и пессимистичный, в каждом из которых необходимо указать расчеты расходов и доходов.
Финансовый раздел очень часто дополняют наглядными графиками и таблицами, которые в дальнейшем можно использовать на презентации проекта инвесторам и банкам-кредиторам.
Конечно, структура реального-бизнес плана может существенно отличаться и в ней могут быть дополнительные разделы и подразделы, что зависит от специфики деятельности будущего предприятия. Однако, без этих основополагающих разделов ваш бизнес-план не будет полным и правильным. А значит, шансы добиться успеха в предприятии будут ниже.